ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам совещания от 22.08.2013 «О социально-экономическом развитии Ростовской области» в Ростовской области реализуется пилотный проект «Сокращение прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры в Ростовской области».
Одной из участвующих сторон по реализации проекта на территории Ростовской области является областная сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ
«Сокращение прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры»
С ноября 2013 года Правительством Ростовской области совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив» реализуется пилотный проект по сокращению прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства.
Проект направлен на упрощение процедур при строительстве линейных объектов, необходимых для подключения производственного или коммерческого объекта, расположенного на предоставленном земельном участке, к сетям коммунальной и инженерной инфраструктуры (линии электропередачи, водоснабжения, водоотведения, связи, теплотрассы, газопроводы, автомобильные проезды и другие, связанные с ними сооружения).
По итогам пилотного проекта предполагается сокращение более чем в три раза сроков прохождения необходимых разрешительных процедур (с 340 до 100 дней).
Перечень линейных объектов, относящихся к пилотному проекту.
Под термином линейные объекты понимаются сети инженерно-технического обеспечения (электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации (водоотведения), связи) и транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения и подъезды от автомобильных дорог общего пользования), и другие связанные с ними сооружения (элементы).
Перечень линейных объектов строительство, реконструкция которых осуществляется в рамках упрощенного порядка, закреплен в постановлении Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 137, в том числе:
1. Сети инженерно-технического обеспечения и другие связанные с ними сооружения (элементы) от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) объектов, расположенных на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
2. Сети инженерно-технического обеспечения, подъездные автомобильные дороги и другие связанные ними сооружения (элементы) от места присоединения к системам коммунальной и транспортной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) объектов (комплекса объектов) капитального строительства основного назначения, расположенных на предоставленном земельном участке:
кабельные, воздушные и кабельно-воздушные линии электропередачи, в том числе кабельные линии электропередачи, исполненные в блочной канализации, а также электроустановки напряжением до 10 киловольт включительно;
водопроводы внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно;
самотечные сети канализации (водоотведения) внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно, напорные сети канализации (водоотведения) внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно;
подземные, наземные, надземные газопроводы низкого давления до
0,005 мегапаскаля, среднего – от 0,005 до 0,3 мегапаскаля внутренним диаметром до 200 миллиметров включительно, средства электрохимической защиты от коррозии этих газопроводов, а также газорегуляторные пункты;
тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 0,07 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия внутренним диаметром до 200 миллиметров включительно;
подъезды от автомобильных дорог общего пользования к земельному участку, на котором расположен основной объект капитального строительства, в том числе переходно-скоростные полосы (карманы), съезды, выезды, примыкания, площадки для остановки автомобилей;
линейно-кабельные сооружения связи и кабельные линии электросвязи.
3. Внутриквартальные распределительные сети инженерно-технического обеспечения и другие связанные с ними сооружения (элементы), строящиеся в соответствии с утвержденными проектами планировки и (или) проектами межевания:
кабельные, воздушные и кабельно-воздушные линии электропередачи, в том числе кабельные линии электропередачи, исполненные в блочной канализации, а также электроустановки напряжением до 10 киловольт включительно;
водопроводы внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно;
самотечные и (или) напорные сети канализации (водоотведения) внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно;
подземные, наземные, надземные газопроводы низкого давления до
0,005 мегапаскаля, среднего – от 0,005 до 0,3 мегапаскаля внутренним диаметром до 200 миллиметров включительно, средства электрохимической защиты от коррозии этих газопроводов, а также газорегуляторные пункты;
тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 0,07 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до
115 градусов Цельсия внутренним диаметром до 300 миллиметров включительно;
линейно-кабельные сооружения связи и кабельные линии электросвязи.
4. Линейные объекты и другие связанные с ними сооружения (элементы) электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации (водоотведения), связи, автомобильные дороги местного значения, при реконструкции которых не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов и для которых требуется установление сервитутов.
Сокращение и оптимизация порядка прохождения разрешительных процедур.
Прохождение разрешительных процедур предполагает предоставление органами государственной власти и органами местного самоуправления соответствующих государственных и муниципальных услуг.
Процедуры до внедрения пилотного проекта.
До внедрения пилотного проекта перечень разрешительных процедур (государственных и муниципальных услуг) включал от 10 до 15 процедур в зависимости от конкретного перечня услуг, сформированного органами власти в отдельном муниципальном образовании.
При строительстве линейного объекта для подключения к сетям коммунальной и инженерной инфраструктуры было необходимо получение более 10 государственных и муниципальных услуг, в том числе:
– обследование свободного земельного участка на соответствие экологическим и градостроительным условиям;
– подготовка акта выбора земельного участка;
– утверждение акта выбора, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории;
– постановка земельного участка на кадастровый учет;
– предоставление земельного участка для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования мест размещения объектов;
– государственная регистрация договора аренды земельного участка (заключенного на срок более года);
– подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка;
– выдача разрешения на строительство;
– внесение сведений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности с получением подтверждающих документов;
– выдача ордера (разрешения) на разрытие;
– закрытие ордера (разрешения) на разрытие (выдача справки о благоустройстве);
– выдача разрешения на ввод в эксплуатацию;
– внесение сведений в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности с получением подтверждающих документов;
– регистрация права собственности на объект.
Процедуры после внедрения пилотного проекта.
В целях упрощения разрешительных процедур при строительстве линейных объектов принят Областной закон Ростовской области от 25.02.2014 № 104-ЗС «О внесении изменения в статью 31 Областного закона «О градостроительной деятельности в Ростовской области».
В соответствии с положениями Областного закона Ростовской области от 25.02.2014 № 104-ЗС принято постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 137, утверждающее перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство (разработчик – министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области).
Рабочей группой Правительства Ростовской области проведен анализ всех разрешительных процедур, необходимых при строительстве линейных сооружений для подключения к сетям, систематизированы предоставляемые органами власти государственные и муниципальные услуги.
В результате предложен упрощенный порядок прохождения процедур, связанных с обращениями в органы власти, сокращающий количество процедур почти в 4 раза – с 15 до 4 государственных и муниципальных услуг.
С учетом предложенной оптимизации министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области подготовлена «универсальная схема» прохождения разрешительных процедур, содержащая последовательность этапов с указанием сокращенных сроков их прохождения. «Универсальная схема» направлена министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в муниципальные образования Ростовской области для использования в работе.
Муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления:
1. Выбор земельного участка для строительства.
2. Предоставление земельного участка для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта.
Государственные услуги, предоставляемые в каждом муниципальном образовании территориальными органами федеральных органов исполнительной власти:
1. Государственный кадастровый учет выбранного земельного участка (ФБУ «Кадастровая палата» по Ростовской области, территориальные отделы).
2. Государственная регистрация прав на линейное сооружение (Управление Росреестра по Ростовской области, территориальные отделы).
В случае предоставления земельного участка в аренду сроком более года, заключенный договор аренды указанного участка подлежит государственной регистрации.
Сокращенный порядок взаимодействия всех участников пилотного проекта предусмотрен путем внедрения механизма технологического присоединения к инженерным сетям. Застройщик представляет необходимые документы в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора на технологическое присоединение строящегося (реконструируемого) здания к магистральным инженерным сетям. На основании заключенного договора ресурсоснабжающая организация самостоятельно (без участия застройщика) обращается в органы власти (непосредственно либо через МФЦ) для оформления разрешительных процедур необходимых для строительства линейного объекта.
Застройщик освобождается от процедур согласований и строительства линейного объекта, а ресурсоснабжающая организация, оформляя на себя правоустанавливающие документы, регистрирует право собственности на объект по упрощенной процедуре.
Под термином Ресурсоснабжающая организация (РСО) понимается организация, осуществляющая эксплуатацию инженерных сетей коммунальной инфраструктуры, уполномоченная на заключение договоров на технологическое присоединение.
Общий алгоритм строительства линейного объекта.
Строительство, реконструкция линейных сооружений включает следующие этапы (в том числе разрешительные процедуры пилотного проекта):
1) выбор земельного участка для строительства;
2) выполнение кадастровых работ в отношении выбранного земельного участка (не требует обращения в органы власти, не входит в состав разрешительных процедур);
3) государственный кадастровый учет выбранного земельного участка;
4) предоставление земельного участка для строительства при наличии утвержденных материалов предварительного согласования места размещения объекта;
5) государственная регистрация прав на земельный участок (только в случае предоставления земельного участка на срок более одного года);
6) проектирование линейного сооружения (не требует обращения в органы власти, не входит в состав разрешительных процедур);
7) строительство линейного сооружения (не требует обращения в органы власти, не входит в состав разрешительных процедур);
8) государственная регистрация прав на линейное сооружение.
Варианты обращения лица, заинтересованного в строительстве линейных объектов, за получением соответствующих государственных и муниципальных услуг.
Прохождение разрешительных процедур возможно по одному из следующих вариантов:
1. Обращение Заинтересованного лица в Ресурсоснабжающую организацию (РСО) для заключения договора на технологическое присоединение к системам инженерной инфраструктуры.
В качестве Заявителя при прохождении разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства выступает РСО, действующая в рамках исполнения заключенного договора на технологическое присоединение.
2. Обращение Заинтересованного лица в качестве Заявителя в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области (непосредственно либо через МФЦ) для прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры, в целях строительства, реконструкции линейных сооружений.
Мониторинг и контроль реализации пилотного проекта в муниципальных образованиях Ростовской области.
В целях организации сопровождения Заявителя, оказания ему необходимой помощи и содействия при прохождении разрешительных процедур в муниципальном образовании определяется орган местного самоуправления (структурное подразделение), ответственный за сопровождение Заявителей с момента их обращения в органы власти до момента завершения прохождения всех предусмотренных разрешительных процедур (далее – Орган по сопровождению Заявителей).
В муниципальном образовании создается коллегиальный орган – Рабочая группа по мониторингу и сопровождению прохождения разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства, включая подключение к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры (далее – Рабочая группа). В состав Рабочей группы включаются представители всех органов власти и организаций, предоставляющих (участвующих в предоставлении) государственных и муниципальных услуг в рамках разрешительных процедур.
К основным задачам Рабочей группы относятся:
– обеспечение согласованных действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих в муниципальном образовании государственные (муниципальные) услуги в рамках разрешительных процедур, а также иных органов власти и организаций, участвующих в предоставлении соответствующих государственных (муниципальных) услуг;
– мониторинг прохождения Заявителями предусмотренных разрешительных процедур;
– принятие и реализация необходимых решений по вопросам, возникающим при прохождении Заявителями разрешительных процедур.
Орган по сопровождению Заявителей ведет постоянный мониторинг прохождения Заявителями предусмотренных разрешительных процедур в муниципальном образовании (с вынесением результатов мониторинга и возникающих вопросов на рассмотрение Рабочей группы).
Участниками мониторинга прохождения разрешительных процедур в муниципальном образовании (далее – Участник мониторинга) являются:
– территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, ответственные за предоставление в муниципальном образовании государственных услуг, входящих в разрешительные процедуры;
– органы местного самоуправления, ответственные за предоставление в муниципальном образовании муниципальных услуг, входящих в разрешительные процедуры;
– МФЦ, ответственный за организацию предоставления в муниципальном образовании государственных и муниципальных услуг, входящих в разрешительные процедуры;
– иные органы власти и организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, входящих в разрешительные процедуры.
В течение одного дня с момента приема от Заявителя документов на получение государственной (муниципальной) услуги в рамках разрешительных процедур Участник мониторинга информирует об этом Орган по сопровождению Заявителей.
В течение одного дня с момента выдачи Заявителю документов по результатам принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной (муниципальной) услуги Участник мониторинга информирует о выдаче документов Орган по сопровождению Заявителей.
В случае возникновения у Участника мониторинга проблемных вопросов (в том числе при получении необходимых документов и согласований от органов власти и организаций, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг), которые могут повлиять на своевременное предоставление услуг Заявителю, Участник мониторинга информирует об этом Орган по сопровождению Заявителей для оперативного вынесения вопросов на рассмотрение Рабочей группы.
Заявитель вправе направить обращение о решении возникающих вопросов при прохождении разрешительных процедур в Рабочую группу (непосредственно, передав в Орган по сопровождению Заявителей, передав Участнику мониторинга).
Участие МФЦ в реализации пилотного проекта.
Одной из участвующих сторон по реализации проекта на территории Ростовской области является областная сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Внедрение положений разработанного проекта Регламента необходимо всеми участниками проекта, в том числе МФЦ.
В МФЦ каждого из 55 муниципальных образований Ростовской области гражданам и юридическим лицам доступны все государственные и муниципальные услуги, предоставляемые в рамках разрешительных процедур.
МФЦ осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление государственных и муниципальных услуг, и соглашениями о взаимодействии с органами власти, предоставляющими соответствующие услуги.
В соответствии с действующим законодательством в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг во всех муниципальных образованиях Ростовской области гражданам и юридическим лицам предоставляется возможность обращения за получением любой государственной (муниципальной) услуги из перечня разрешительных процедур по выбору Заявителя – непосредственно в орган власти, предоставляющий услугу, либо в МФЦ. Документы, являющиеся результатом предоставления услуги, могут быть по выбору заявителя получены как в органе власти, так и в МФЦ.
При внедрении положений пилотного проекта в муниципальных образованиях Ростовской области работниками МФЦ наряду с ответственными органами власти применяется сокращенный алгоритм прохождения Заявителями разрешительных процедур по отношению к строительству линейных сооружений, закрепленных в постановлении Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 137.
При обращении граждан и юридических лиц в МФЦ работники многофункционального центра информируют Заявителей о сокращенном порядке прохождения разрешительных процедур в Ростовской области, разъясняют возникающие у Заявителей вопросы, относящиеся к компетенции МФЦ.
В процессе реализации пилотного проекта МФЦ каждого муниципального образования выступает в качестве одного из участников мониторинга прохождения разрешительных процедур (наряду с органами власти, ответственными за предоставление государственных и муниципальных услуг в рамках разрешительных процедур).
В рамках мониторинга прохождения процедур МФЦ осуществляет взаимодействие с органом местного самоуправления (структурным подразделением), ответственным за сопровождение инвесторов (Заявителей), а также Рабочей группой по мониторингу и сопровождению реализации пилотного проекта.
После приема от Заявителя документов на получение государственной (муниципальной) услуги, входящей в состав разрешительных процедур, и передачи документов в ответственный орган для исполнения МФЦ информирует об этом Орган по сопровождению Заявителей.
После выдачи Заявителю документов по результатам принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной (муниципальной) услуги МФЦ информирует о выдаче документов Орган по сопровождению Заявителей.
В случае возникновения проблемных вопросов (в том числе при получении необходимых документов и согласований от органов власти и организаций, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг), которые могут повлиять на своевременное предоставление услуг Заявителю, МФЦ информирует об этом Орган по сопровождению Заявителей для оперативного вынесения вопросов на рассмотрение Рабочей группы.
Посредством МФЦ Заявитель по собственному желанию может направить обращение о решении возникающих вопросов при прохождении разрешительных процедур в Рабочую группу.
МФЦ осуществляет ведение статистического мониторинга прохождения процедур пилотного проекта на базе МФЦ, представляет соответствующую информацию в Орган по сопровождению Заявителей для организации рассмотрения сводной статистической информации (по Заявителям, обратившимся как в МФЦ, так и в органы власти непосредственно) на заседаниях Рабочей группы.
Таким образом, при обращении в МФЦ каждого муниципального образования Заявитель имеет возможность:
– получить общую информацию о порядке прохождения разрешительных процедур при строительстве линейных сооружений для подключения к объектам коммунальной и инженерной инфраструктуры;
– узнать о категориях линейных сооружений, которые могут быть построены в упрощенном порядке в рамках запущенного в Ростовской области проекта;
– уточнить перечень документов, необходимых при обращении в органы власти на каждом этапе прохождения разрешительных процедур;
– узнать контактную информацию органов власти, ответственных за предоставление необходимых государственных и муниципальных услуг в конкретном муниципальном образовании Ростовской области;
– подать документы на получение любой услуги, входящей в состав разрешительных процедур;
– получить документы, выдаваемые по результатам предоставления услуг;
– подать жалобу на решения и действия (бездействие) органов власти, предоставляющих услуги;
– направить обращение о решении возникающих вопросов при прохождении разрешительных процедур в Рабочую группу муниципального образования по мониторингу и сопровождению прохождения разрешительных процедур.
В Ростовской области создан телефон «горячей линии» по вопросам участия МФЦ в пилотном проекте. Для получения интересующей информации об участии многофункциональных центров в реализации проекта, разъяснения интересующих вопросов по работе МФЦ любой желающий может обратиться по единому телефону «горячей линии»: (863)-302-04-81.